mihalych_lv (mihalych_lv) wrote,
mihalych_lv
mihalych_lv

Categories:

ИВАН ФРАНКО О РЕЛИГИИ

Выдающуюся роль в истории передовой украинской литературы и общественной мысли сыграл пламенный революционный демократ Иван Яковлевич Франко (1856-1916). Будучи последователем Белинского, Герцена, Чернышевского н Добролюбава, он в то же время испытал известное влияние со стороны пролетарского освободительного движения и марксистских идей. Материалистическое мировоззрение И. Франко было пронизано духом непримиримости по отношению ко всему реакционному в жизни человеческого общества, в том числе и к религиозным идеям и учреждениям. Бесстрашный борец за интересы народа ясно понимал, что религия помогает помещикам и буржуазии держать в подчинении трудящихся. Поэтому одну из своих задач И. Франко видел в освобождении сознания масс от религиозных оков.
Замечательный украинский мыслитель неустанно доказывал, что религия с ее идеей сверхъестественного творца мира - бога находится в вопиющем противоречии с данными науки и жизненным опытом.
«Подлинная наука,- заявлял он в статье «Наука и ее отношение к трудящимся классам», - не имеет ничего общего с какими бы то ни было сверхприродными силами, с какими бы то ни было врожденными идеями, с какими бы то ни было внутренними мирами, которые якобы управляют внешним миром. Она имеет дело с внешним миром, с природой в ее наиболее широком понимании, т. е. включая в не все, что подлежит нашему познанию, стало быть, и людей с их прогрессом, историей, религией ... ».
Выступая против буржуазно-националистического писателя П. Кулиша, утверждавшего, что новый бог «воскреснет в сиянии науки», И . Франко писал: «Хотелось, бы знать , какая же это наука воскресит его? Не геология ли, которая изгнала его из числа создателей земли? Или биология, которая изгнала его из всех проявлений психических? Или философия, которая изгнала его из границ нашего опыта, мышления и понимания? Может быть, г. Кулиш своим пророческим духом и знает что-нибудь о науке, которая воскресит бога,- мы же о такой науке решительно ничего не знаем».
В стихотворении «Наука», написанном в 1878 году, И. Франко говорит о великой силе подлинной науки:

Пусть злобы вихрь над ней не утихает,
Пусть в гневе поп анафемы ей шлет,
Пусть деспот вновь ее побеги рвет,
Она опять повсюду вырастает.

Касаясь вопроса о «возникновении» окружающего нас мира, И. Франко подчеркивал, что «перед нами только два выхода : либо это все бог так создал, и тогда при ближайшем рассмотрении запутаемся в массе противоречий и угодим обеими ногами в дуализм,- либо все это само создалось в силу бессознательных ... но извечно одинаково действующих законов природы». Материя вечна и неразрушима, писал мыслитель, и перед атомом ее ничтожны все боги.
Религия, говорил И. Франко, становится в условиях классового общества орудием духовного порабощения трудящихся и потому по существу своему антинародна. Эта антинародная сущность религиозного мировоззрения была хорошо показана писателем в повести «Великий шум». Герой ее – крупный помещик- цинично заявляет. что религия служит для того, чтобы бедняк «боялся, чтобы не переступил своей собачьей границы, чтобы не льстился на то, что не его, чтобы лучше с голоду издох, а не коснулся того, что является панским или поповским».
И дальше он же говорит : «Что такое господь бог? Мы этого не знаем, никто его не видел , однако мы из него делаем незримого и всемогущего жандарма, который охраняет наше добро, нашу жизнь, наши семьи».
Особенное внимание обращал И. Франко на разоблачение реакционной роли Ватикана и униатской церкви, посвятив этому вопросу целый ряд публицистических статей («Католический панславизм», «Воскресение или погребение?» , «Наш взгляд на польский вопрос». «Две унии». «Иезуиты и радикалы» и др.) . Так, в статье «Католический панславизм» , выступая против католической агрессии на Украине, писатель отмечал: «С тех пор , как помнит история, католицизм всегда был непримиримым врагом славянского мира и кто знает, не принес ли ему больше вреда, чем все кровавые войны с мадьярами, немцами и татарами» . А в статье «Социальная акция, социальный вопрос и социализм» И. Франко наглядно показал бесчеловечность, лживость и лицемерие морали Ватикана и иезуитов. « ... На основе этики, говорил он,- центром, источником и целью которой является бог, церковь полторы тысячи лет считала своим правом и обязанностью истреблять и преследовать таких людей («еретиков», атеистов .- И. Г. ), считала их исключенными из всякого права, с единственным разве правом на позорную смерть «без пролития крови», 1. е . на огненном костре, причем однако делалось маленькое исключение разве лишь для тех интеллигентных преступников, которые умели читать и писать, исключение такое, чтобы перед смертью отрубить им руки и •вырвать язык. Это по-тогдашнему было право и была справедливость ... ».
Во многих своих атеистических и антиклерикальных произведениях И. Франко призывал всех передовых людей вести против религии решительную борьбу.
В письме к украинскому историку, этнографу и публицисту М. Драгоманову он подчеркивал необходимость «ярко осветить антигуманные и антикультурные взгляды» христианских писателей, «выступить с чем-либо таким, что принципиально затрагивало бы религиозное дело», представляя собой « преграду всем натискам православия, с одной, а иезуитизма и католицизма, с другой стороны».
И . Франко подверг беспощадной критике украинских буржуазных националистов, которые стремились усовершенствовать религию с тем, чтобы сделать ее более «приемлемой» для трудящихся. Народу, говорил писатель , нужна действительная помощь, а не стремление «очистить» его религиозную веру. Массы нужно учить вольнодумству, гуманности, коллективизму, хотя это ..:лекарство» и медленно действует. « Однако, если бы возникла потребность в быстрее действующих лекарствах, то и перед ними интеллигенция не должна останавливаться, ибо против тяжелого недуга требуется ... радикальное лекарство» (то есть революционный переворот) .
Религия, подчеркивал И. Франко, «убивает разум и все более затемняет его ... ». Мыслитель требовал (в частности, в написано в программкой статье «Чего хочет « Галицкая рабочая громада»), чтобы «религию, как предмет, опирающийся не на знание, а на веру, не изучали в школах; что касается богослужения, то до тех пор, пока оно не будет вытеснено науками и прекрасными произведениями искусства, оно должно считаться не общественным делом, а делом отдельных людей, так что те, кто захочет иметь себе церковь, попа и т. д., пусть и содержит их на свои средства».. Иначе говоря, И. Франко ратовал за отделение церкви от государства и школы от церкви . И он глубоко верил, что наступит час освобождения народа от социального и национального угнетения, а вместе с тем и время, когда религиозное мировоззрение станет лишь достоянием истории.

И. П. ГОЛОВАХА.

кандидат философских наук {Киев)

Наука и жизнь 1957 г. №12


Галычанину Ивану Франко респект.  Жаль, что сегодняшние галычане совсем не знакомы с творчеством, политическими и научными взглядами своего великого земляка.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Памятная дата

    363 года назад ,16 сентября 1658 года, гетман Иван Выговский заключил с Польшей Гадячское соглашение по которому Украина на правах автономии вновь…

  • Интересный фильм

    Давеча посмотрел кинишку, называется Спецслужба: Сигнал тревоги / SAS: Red Notice. Фильмец сам по себе представляет собой жалкую пародию на…

  • Успех или провал?

    Я сейчас не сильно слежу за тем, что выделывает Зеленский, но его визит в США всё же заметил. Перед визитом большое количество…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments

Recent Posts from This Journal

  • Памятная дата

    363 года назад ,16 сентября 1658 года, гетман Иван Выговский заключил с Польшей Гадячское соглашение по которому Украина на правах автономии вновь…

  • Интересный фильм

    Давеча посмотрел кинишку, называется Спецслужба: Сигнал тревоги / SAS: Red Notice. Фильмец сам по себе представляет собой жалкую пародию на…

  • Успех или провал?

    Я сейчас не сильно слежу за тем, что выделывает Зеленский, но его визит в США всё же заметил. Перед визитом большое количество…