mihalych_lv (mihalych_lv) wrote,
mihalych_lv
mihalych_lv

Categories:

Про ёлки и палки...

В старом журнале наткнулся на статью про ёлку.  Сейчас она у нас счатается новогодней, а тогда была исключительно рождественской.  Читается статья довольно бредово. Объяснения притянуты за уши, но кому интересно, тот оценит. Я же вчера посетил главную львоскую ёлку. Оно ничем особо не отличается от тех, что были в прошлые годы. На аллее, по традиции функционирует рождественский базар. Правда начадся он задолго до рожднества. Продаётся там традиционные товары: сувениры, мёд, выпивка и закуска. Даже намеривался закусить немецким "братвурстом", но с ними вышел облом - "братвурстов" не было, были только "мюнхенские колбаски", вид  которых меня не впечатлил. Цены немного выросли, "колбаски" - 20 гривен штука, стаканчик глинтвейна - 15 гривен. В общем здобулы мы. Зато наш уряд рисует индекс инфляции за декабрь в 103 процента при том, что гречка подорожала больше, чем вдвое, 18 гривен килограмм нынче. Погода во Львове рождественская - мороз днём около 10, ночью 20, но обещают потепление к концу недели.
у ёлки

Рождественская ёлка
(история «райского дерева»)

статья из журнала "Всемирная иллюстрация" за 1888 год.
В стародавние времена, в эпоху средних веков, на праздниках Рождества Хистова в западной Европе для народа устраивались зрелища, имевшие отношение в чествуемому дню. Тогда устройство подобных зрелищ обходилось недорого, зато они были очень поучительны для зрителей. На таких зрелищах представлялись всегда Адам и Ева, а также можно было видеть на сцене змия и зелёное райское дерево.
Средневековые учёные с особенным тщанием старались разрешить трудный вопрос: к какой именно породе принадлежало райское дерево, плоды которого повели человека к грехопадению? Одни были того мнения, что райское дерево было чем-то в роде хлебного дерева, ибо уже в то время аграрная корысть часто бфывала поводом множества преступлений. В Италии, стране померанцев, райским деревом объявили померанец: кто бы мог устоять от соблазна этого сочного, вкусного плода?.. Греция решительно заявляла, что под словом «райское дерево» необходимо понимать смоковницу, потому что именно листьями фигового дерева Адам и Ева покрыли свою наготу после грехопадения. В Шампани утверждали, разумеется, что это виноградная лоза. А Германия, и вообще вся северная Европа, объявила плоды этого дерева – яблоками, не только из-за заманчивого румянца их, но и по причине игры слов на латинском языке, на котором “malum” значить зло, грех, а “e malo” – с яблони, потому что яблоня по латыни будет “malus”. Объяснение это казалось очень убедительным.
Таким образом яблоко, как первообраз плода «дерева познания добра и зла» укрепилось и в поэзии и в искусстве, и в легендах, и в народной речи. Не будем приводить примеров из области литературы и художеств: их так много, что наши читатели и сами припомнят их. Укажем зато на народные поверья.
Праздник Рождества чествуется, как восстановление рая на земле. Существует предание, что в ночь на Рождество цветёт иерихонская роза. Когда родился Христос – снег исчез, деревья покрылись листьями и цветами, земля оделась травяным покровом.
у ёлки
Но в рождественскую же ночь цветут и яблоки. Иоганес Ницер рассказывает, что невдалеке от Нюрнберга стояло удивительное дерево: в рождественскую ночь оно сплошь покрывалось цветом. О таком же феномене упоминают также в окрестностях Бамберга. Говорят, будто ещё только в 1780 году, в саду Франца Говерда, в Бамберге, росло подобное дерево, приносившее в рождественскую ночь яблоки. В одном сочинении, относящемся к началу XVI века, говорится, что в Вюрцбурге росли «две яблони, которые в течении года совсем не приносили плода, а вместо того давали его в рождественскую ночь; ещё вечером на них не замечалось ни малейших признаков плодов, но в полночь они покрывались цветом, а к утру приносили множество яблок обыкновенной величины».
Такой феномен объяснялся, как точное исполнение слов пророка Аггея (2, 19-20), который говорит: «Устройте же сердца ваша отъ сего дня и далее, от двадесять четвёртаго дне девятого месяца, и отъ дне, въ оньже основася церковь Господня: положите в серцах вашихъ, - аще ещё познаётся на гумне и аще ещё виноград, и смокви, и яблонь, и древа масличные не творящее плода, - отъ дне сего благословлю».
Пророчество это послужило к установлению празднования дня рождества Христова в 25-й день декабря. На нём же основывается и празднование освящения храма, установленное Иудой Маккавеем на 25-й день Кислева: оно начиналось вечером 24-го числа, принадлежащим к 25-му дню девятого месяца. Праздник этот, называвшийся у евреев «ханука», должен был напоминать израилю объ освещении храма Соломонова, после осквернения его сирийским царём Антиохом Эпифаном и имеет известную аналогию с праздником Рождества Христова, который чтится, как освящение храма человечества во Христе. Ханука торжественно возстановила веру израильскую. Христос был вторым Адамом. В вечер хануки, в храме возжигались священный светильник, представлявший собой дерево с листьями и цветами. Рождество Христово напоминает христианам о рае с древом познания добра и зла. Потому-то наша православная церковь и читает накануне праздника Рождества Христова начало евангелия от Матвея – о сотворении мира. В церковных календарях 24-е декабря прямо носить имя дня Адама и Евы.
Дерево с яблоками сделалось, таким образом, как бы чудесным символом истории человечества от Адама и до смерти Христа. Дерево со змеёю давало плоды смерти. Дерево, сравниваемое с крестом, олицетворяло самого Христа, несшего с собой плоды жизни.
Но ведь мы не может иметь в день Рождества зеленеющей яблони. И тогда в Германии, за много веков от настоящего времени. Райским деревом названа была ель, которая распространилась затем по всей северной Европе, а между прочим перешла с этим именем и к нам, в Россию.
Впрочем, Германия имела право назвать ель «райским деревом».
Ель – по немецки “die Tanne”. “Di Tanne” – ель – имеет большое сходство с другим словом древненемецкого языка, “der Tann”; это последнее в средние века означало то же, что в священном писании, называется «Эдемом», т.е. сад, рай. О двух таких “Tann ах” в немецкой средневековой литературе есть целые поэмы – мы говорим о “Tann`e” Граля и о Венерином “Tann`e”. «Тангейзер» (Tannhuser, Tannhäuser, обитатель „Tann`a“, сада) был жителем сада Граля ( Graltann) и затем заблудился в саду Венеры ( Venustann). Какое бы дерево ни взяли в Германии в день Рождества Христова – оно всегда будет деревом „Tann`a“, райским деревом, несущим яблоки, которые дают благословение и силу духа.
у ёлки
24-е декабря есть 24-й день девятого месяца, потому что в старину евреи начинали год с апреля, как у нас, в России, он начинался когда-то с сентября. Как уже было сказано выше, в этот именно день, на основании пророчества пророка Аггея, евреи праздновали «хануку» - освящение храма. Уже во втором веке в Египте каждое 25-е число девятого месяца вспоминалось и праздновалось Рождество Спасителя. Ещё до эпохи реформации в этот день каждый дом устраивал у себя райское дерево, и праздник этот стал, так сказать, национальным праздником немцев.
Итак, обычай убирать на праздник Рождества ёлку – очень старый обычай, полный глубокого значения не для детей только, но для каждого человека. Свечи, украшающие её, светят светом любви и истины. Вечная зелень её означает Слово, которое не «мимо идёт». Её яблоки суть добрые плоды жизни. Если на ту же ёлку вешаются и другие лакомства, то вредить они детям не будут: они будут служить прообразом того, что учение Христа, если будем точно следовать ему, даёт всегда сладкий плод.
Никакой ребёнок никогда не забудет радости, доставленной ему рождественской ёлкой. И взрослые, утомлённые уже в борьбе с житейским злом, уже зачерствевшие сердцем, перед ёлкой вдруг снова становятся как бы детьми и размягчаются сердца их, и много светлых минут вспоминается ими при виде этой, знакомой им , ёлки и нового поколения любующихся ею детей.
Tags: потрепаться
Subscribe

  • Маразм крепчает...

    Во Львове вроде как запретили гулять в парках и скверах. В выходные будут проводиться рейды по выявлению желающих пожарить шашлыки на природе.…

  • Фото дня

    Выборы приближаются. Сегодня принесли приглашения. Честно говоря, даже не знаю за кого голосовать. Против кого точно знаю... Брат…

  • Спрос на городских психов

    Вчера Шарий обратил моё внимание на парочку городских сумасшедших. Первый — вроде как кандидат в президенты певец Вакарчук. Его возмутило, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments

  • Маразм крепчает...

    Во Львове вроде как запретили гулять в парках и скверах. В выходные будут проводиться рейды по выявлению желающих пожарить шашлыки на природе.…

  • Фото дня

    Выборы приближаются. Сегодня принесли приглашения. Честно говоря, даже не знаю за кого голосовать. Против кого точно знаю... Брат…

  • Спрос на городских психов

    Вчера Шарий обратил моё внимание на парочку городских сумасшедших. Первый — вроде как кандидат в президенты певец Вакарчук. Его возмутило, что…