mihalych_lv (mihalych_lv) wrote,
mihalych_lv
mihalych_lv

Categories:

Площадь Рынок, 6

дом Корнякта
Дворец Корнякта, который в дальнейшем стал дворцом Яна III Собеского, а сейчас превратился в музей занимает видное место среди архитектурного ансамбля площади Рынок во Львове. Кстати, название "Рынок" площадь получила не от базара, как это можно подумать, а от австрийского названия "Рингплац", которое местное население переиначило в Рынок. Помимо несомненных архитектурных достоинст это здание имеет историю.
Вот что написано о нём в современном (издание 2006 года) путеводителе по городу:
"Настоящим шедевром явлется дом №6 - так называемый "дворец Корнякта" - собственность багатого львовского купца греческого происхождения. Сооружённый в 1580 году львовским архитектором Петром Барбоном, дворец имеет дворик, окружённый с трёх сторон открытой трёхярусной аркадой.
В королевском дворце, как и в "Чёрной камянице" и доме Бандинелли, нахидится исторический музей, а в итальнском дворике проходят концерты, представления, выставки и другие художественные акции...
"
Как видим информация в путеводителе весьма скупа. В ней даже не указано, что это здание было резеденцией знаменитого польского короля Яна Собеского, не говоря уже о том, что именно в этом здании был подписан "вечный мир" между Польшей и Россией по которому Москве отходила левобережная Украина и Киев. Казалось бы во Львове не так уж много мест, события в которых определяли карту Европы на несколько столетий, но наши историки и краеведы предпочитают их не вспоминать. Я так понимаю, что себе во вред, ведь любое историческое место привлекает туристов.
Поэтому я предпочитаю пользоваться старым, советским справочником "Львов. Художественные памятники" Г.С. Островского, изданным в Ленинграде в 1963 году. Там информации значительно больше:
дом Корнякта

"Почти рядом с «Черной каменицей» возвышается другой, еще более великолепный ренессансный дворец (площадь Рынок, 6), также занятый сейчас Историческим музеем. Известен он в анналах города как дом Корнякта, или дом Собеского. Среди окружающих его зданий он выделяется не только своими размерами, но и высокими художественными достоинствами.
В середине XVI века здесь стояли построенные после 1527 года два трехоконных дома, принадлежавших купцу Мельхиору Хазе. После пожара 1571 года он продал их уже известному нам Константину Корпякту. Один из наиболее богатых и именитых горожан, получивший в 1567 году дворянство, Корнякт добился от короля специального разрешения возвести не трехокопный, а шестиоконный дворец. Проект был заказан архитектору Петру из Барбоны, и в 1580 году постройка дома была закончена. В 1623 году он перешел в собственность монашеского ордена кармелитов, а в 1640 году — воеводы Якуба Собеского, отца польского короля Яна III. С этим домом свявано историческое событие: здесь в 1686 году был подписан «Вечный мир» между Речью Посполитой и Московским государством, по которому Польша отказывалась от Киева и Левобережной Украины, а также обязывалась не притеснять местное украинское население, уважать его права и веру.
"Тронный зал" в котором был подписан "вечный мир" (фото из Википедии)

Наряду с «Черной каменицей» дом Корнякта — один из самых значительных памятников львовской гражданской архитектуры эпохи Возрождения. Это действительно дворец, как его понимали люди той поры, выше всего ценившие в искусстве человечность, простоту, ясную и светлую гармонию. Строгий шестиоконный фасад — вдвое шире других — дышит благородным спокойствием, стройной архитектурной логикой. Как в живом человеке, ощущается в нем какая-то уверенность в себе, чувство собственного достоинства. Ему одинаково чужды и пуританский аскетизм, и тщеславное стремление поразить зрителя обилием и богатством декорации.
Украшения, конечно, есть, но их не так много, и каждое из них, что называется, «играет», звучит в полную силу своей декоративной выразительности. Цокольный этаж расчленен всего тремя арочными проемами окон; в силу этого он более массивный и тяжелый, чем остальные. Портал, смещенный с центральной оси, имеет по сторонам две коринфские колонны. Они ничего не несут; их функция — подчеркнуть вход в здание.
Между ними протянута двойная цветочная гирлянда, завершающаяся по бокам маскаронами. Над окнами треугольные фронтоны. А наверху, вместо сильно развитого карниза, столь характерного для итальянских палаццо, широкий аттик, увенчанный скульптурами.
Как видно по этой старой фотографии при поляках на здании была табличка сообщающая. что оно было резеденцией короля Яна Собеского.
Этот аттик, сменивший ренессансный гребень из консолей и балюстрады, поставлен несколько позднее, уже в середине XVII века. Органически увязанный с образом всего здания, он придает ему легкость и динамичность. Каменные фигуры короля и шести рыцарей в доспехах, с чуть забавными усатыми физиономиями, дельфины и чисто декоративные резные формы образуют очень своеобразную балюстраду, жизнерадостную, мажорную, пронизанную светом и воздухом. Эта устремленность вверх поддерживается и усиливается резьбой пилястров в виде герм на парапете аттика.
Значительно скромнее, сдержаннее, но не менее выразительно решен задний фасад, выходящий на улицу Ивана Федорова. Собственно, вся декорация сведена здесь к рустовке, скупым обрамлениям окон и прежде всего великолепному порталу, на котором высечена дата постройки здания — 1580 год. Всего две гладкие полуколонны, а на них карниз с картушем, гербом, волютами и замковым камнем, но сколько здесь безупречного вкуса, мастерства, красоты совершенных пропорций! Эта несколько суровая и чуть угрюмая архитектура дышит энергией, ощущением большой силы.
Как видно на снимке, сегодня дату на портале заменила надпись "Не паркувати" (фото с гугловской панорамы)

Пройдя узкие сени, перекрытые готическими сводами, мы неожиданно попадаем в чудесный, единственный в своем роде итальянский дворик. С трех сторон по всем этажам идут открытые лоджии. Плавные, упругие полукружья арок опираются на стройные тосканские и ионические колонны. Балюстрады, рустовка, лестницы, переходы, бурно разросшийся плющ и щербатые от времени каменные плиты придают дворику очень живописный вид. В каждой линии, в каждой детали этой аркады чувствуется тот неповторимый колорит эпохи, что отличает оригинал от самой искусной подделки.
Дом Корнякта, как и большинство львовских зданий, несет на себе печать разных эпох и стилей. Так, например, в зале с нервюрами на первом этаже отчетливо видны элементы готической архитектуры (кстати, это фактически единственный сохранившийся во Львове памятник не церковной, а светской, гражданской готики), а аттик имеет барочный характер. Некоторые интерьеры (например, «королевские» покои второго этажа) и лестница, обновленные в конце XVIII и начале XIX века, выдержаны в стиле Людовика XVI или ампира. И во многом другом этот дом отличается от канонических правил ренессансного зодчества: нет здесь ни четких горизонтальных карнизов, членящих его на этажи, ни подчеркнутой трехмерности и завершенной, обособленной целостности тосканские и ионические колонны. Балюстрады, рустовка, лестницы, переходы, бурно разросшийся плющ и щербатые от времени каменные плиты придают дворику очень живописный вид. В каждой линии, в каждой детали этой аркады чувствуется тот неповторимый колорит эпохи, что отличает оригинал от самой искусной подделки.
Дом Корнякта, как и большинство львовских зданий, несет на себе печать разных эпох и стилей. Так, например, в зале с нервюрами на первом этаже отчетливо видны элементы готической архитектуры (кстати, это фактически единственный сохранившийся во Львове памятник не церковной, а светской, гражданской готики), а аттик имеет барочный характер. Некоторые интерьеры (например, «королевские» покои второго этажа) и лестница, обновленные в конце XVIII и начале XIX века, выдержаны в стиле Людовика XVI или ампира. И во многом другом этот дом отличается от канонических правил ренессансного зодчества: нет здесь ни четких горизонтальных карнизов, чле¬нящих его на этажи, ни подчеркнутой трехмерности и завершенной, обособленной целостности объема. Эти черты в той или иной мере обусловлены местными архитектурными традициями. С культурой Возрождения дом Корнякта связан далеко не только формальными приемами: гуманизмом идеи, соразмерностью человеку, эстетикой самих архитектурных форм и объемов, линий и пропорций. Эти же черты сближают его и с Успенской церковью, и с «Черной каменицей», и с целым рядом других «сверстников» и «соседей» по площади Рынок."
дом Корнякта
К этой информации можно лишь добавить то, что позднее это здание не однократно фигурировало в кино. Как минимум именно в нём снимались некоторые сцены фильмов "Ошибка Оноре де Бальзака" и "Салют-Мария" (скрины ниже).
дом Корнякта
дом Корнякта
дом Корнякта
дом Корнякта
дом Корнякта
дом Корнякта
дом Корнякта
Так сейчас выглядит знаменитый "итальянский дворик" короля Яна Собеского.  Не факт, что он всегда был таким, потому что фотографии 1926 года выглядят иначе.  (фото из "Википедии")
дом Корнякта
Из книги "Львов на фотографии - 2" Ирины Котбулатовой: "Неизвестный фотограф. Реконструкция Итальянского дворика на пл. Рынок, 6. - Львов, 1926 гг. - 18x12 см. - ИК. Корняктивська каменный на пл. Рынок, 6 построена архитектором Петром Барбоном в 1580 на месте старой Мельхиоргазивськой (или Августиновский, или же Тарливськой) для одного из самых известных и богатых львовских купцов - виноторговца Константина Корнякта, по происхождению грека с Крита. К. Корнякт приобрел на пл. Рынок два земельных участка, частично снес старые здания и на основании специального разрешения короля Стефана Батория построил дворец в ренессансном стиле. От 1623 каменный была собственностью кармелитов, а в 1640 ее купила семья Собеских, родителей будущего короля Польши. Таким образом она и получила название "Дом Собеского". В 1678 дом отреставрирован и капитально перестроено королем Яном III Собеским, с тех пор он стал любимой резиденцией короля Яна. Королевские покои располагались на II этаже. После смерти короля в 1696 г., Дом сменил многих владельцев. В 1816 дом приобрела Елена Повинская по её заказу архитектор Потоцких Фредерик Бауман выполнил реставрационные работы".
дом Корнякта

"Неизвестный фотограф. Реконструкция Итальянского дворика на пл. Рынок, 6. - Львов, 1926 гг. - 18x12 см. - ИК. В мае 1908 дом приобрела гмина община г. Львова. Заслугой вице-президента Львова и общественного деятеля доктора Тадеуша Рутовского было постановление Городского совета от 6 августа 1908 о размещении в исторической каменные Собеского Национального музея им. короля Яна III, торжественное открытие которого состоялось 12 сентября 1908 года. После первого мировой войны Кароль Бадецький и Рудольф Менкицький упорядочили музейную коллекцию, предоставило львовянам возможность осматривать музей знаменитого земляка. В 1926-1931 гг. Под руководством искусствоведа Юзефа Пйотровский архитекторы Людомила Дюркович и Вавжинець Дайчак отстроили, а по сути дела, построили заново новые трехэтажные ренессансные галереи с аркадами в протяженном прямоугольнике так называемого Итальянского дворика."

Tags: Львов
Subscribe

  • Памятная дата

    363 года назад ,16 сентября 1658 года, гетман Иван Выговский заключил с Польшей Гадячское соглашение по которому Украина на правах автономии вновь…

  • Интересный фильм

    Давеча посмотрел кинишку, называется Спецслужба: Сигнал тревоги / SAS: Red Notice. Фильмец сам по себе представляет собой жалкую пародию на…

  • Успех или провал?

    Я сейчас не сильно слежу за тем, что выделывает Зеленский, но его визит в США всё же заметил. Перед визитом большое количество…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments